27 февраля, 2013

Герои нашего времени (про ТВ и интернет)


Сижу и оглядываюсь на своё детство. Каждый раз, включая случайно телевизор, я вижу разительное отличие. Я вспоминаю на чём рос, вспоминаю, как в раннем возрасте телевизор воспринимался очень важным объектом(не спорю, сейчас ребёнка от компьютера оттаскивать бульдозером надо, но об этом упомяну отдельно, ниже по тексту). Выбор, конечно, детских программ достаточно солидный, по сравнению с началом 90-ых(да, я вполне ещё молодой). Вот только вопрос стал не в количестве, а в качестве. Причём качестве именно морального наполнения. Восток в этом молодцы - у них индустрия мультипликации достаточно чётко регулируется, есть жёсткие разделения по возрастным и целевым аудиториям(да-да, я про аниме). Ну да не будем, как говорится, о грустном. 

В целом хочу проанализировать кратко доступные сейчас для восприятия детей мультипликационные фильмы(не забуду пробежать и по угрозам убрать старые советские мульты, хоть и не сбывшиеся).

Наибольшую популярность, если оценивать рекламу на ТВ, имеет сериал Winx(раньше пытались так же раскрутить Sailor Moon, но не прижилось и вызвало лишь юмористические ассоциации). Кратко пробежимся по сюжету - 5 особей женского пола, владеющие "чарами", имеющие преимущества над своими врагами, но обучающиеся при этом в школе(отдельный момент их жалобы на школу, что просто не приемлимо, с учётом возрастной аудитории). С ними есть материальный придаток в виде принеси-подай-подсади, мужского пола(а как они его между собой делят периодически, причём его не особо то спрашивая). Союзник брюнет с кажется карими глазами, враги блондины(цвет глаз не помню). Здесь, как говорится, на лицо и национальная политика разработчиков. Хотя сами героини разных национальностей. Вывод: грубо говоря перед нами модель матриархального развития для молодёжи. С учётом раскрутки проекта, сопутствующих товаров(кто не понимает - заходим в любую школу и смотрим надписи на портфелях\пеналах\сумках у девочек.

Продолжим. Открываю на вскидку доступный широким массам Канал Disney. Программа на сегодня: Кид vs Кэт, Кряк-бригада, На замену, Джимми Кул, Ким Пять-с-Плюсом, Финес и Ферб, Лило и Стич, Новая школа императора, Сорвиголова Кик Бутовски, Рыбология(взял для перечисления лишь мультсериалы). 

Рассмотрим каждый из них чуть подробнее.

"Кид vs Кэт" - мальчик борется с котом-инопланетянином. Главный герой полностью зависим от собственного отца(тоже достаточно не последовательного, трусоватого и откровенно туповатого), оба боятся своей соседки больше всего на свете. Но, при этом, в наличии есть младшая сестрёнка, которая идеально уживается и с соседкой и умудряется делать пакости персонажу, оставаясь абсолютно безнаказанной за любые проделки. Этакий образ ангела-демона, столь популярный сейчас у средних девушек(не путать различие между рекламной акцией и периодом доминирования). Вывод - изображена условно патриархальная семья, но в свете, в котором она может быть лишь высмеяна, и в стороне от этого персонаж, который смеётся над остальными героями, вместе со зрителем - маленькая девочка.
"Кряк-бригада" - ну тут, думаю, можно не обсуждать долго. Одни персонажи сразу демонстрируют разделение обязанностей. Есть несколько женских персонажей, полностью доминирующих в отношениях, мужские персонажи активно демонстрируют образ "настоящего мужчины". Припоминается серия со свиданием Микки и Минни. Мне всегда искренне хотелось, чтобы в этой серии господина Мауса заменил товарищ Джерри, у того с женским полом хотя бы разговор всегда был короткий и без прелюдий по 20 минут))) Вывод - используется старое и проверенное годами средство "объяснения" мужчине образа "настоящего" мужчины.

"На замену" - кратко, двое подростков разных полов могут контролировать любой аспект их жизни. Даже мельком не видел особо этого сериала, поэтому сложновато судить наверняка. Но сама по себе суть сюжета достаточно спорная.

"Джимми Кул" - два приятеля в вымешленном варианте комичной версии ада. Единственный женский персонаж с активной сюжетной линией - является одновременно и главным злодеем и союзником. Грубо говоря демонстрация "противоречивости женской натуры". Главные герои и их враги отличаются туалетным юмором и не сильно обезображены интеллектом. Вывод - сравнение женского и мужского начала, женский персонаж вынесен отдельно в сюжетной линии.

"Ким Пять-с-Плюсом" - главный персонаж женского пола является школьницей и, одновременно, спецагентом. Её напарник - Рон-так-себе. По-моему имена(пусть перевод и не корректный) говорят о многом. Есть отдельные серии, где напарник может отличиться, но после этого отношение к нему сменяется лишь с насмешливого на покровительское. При этом половину сюжетной линии ведётся определении их отношений не только как друзья, но и как пара. Хотя женский персонаж свободно ищет альтернативы. На мой взгляд это может быть демонстрацией варианта парень-друг, в случае "безрыбья" или материальных выгод серьёзных, но точно судить затрудняюсь. Вывод - женский пол сильнее, быстрее и профессиональнее мужского, во всяком случае, если забыться не надолго и поверить в мультик(что дети делают постоянно).

"Финес и Ферб" - вот здесь надо сделать оговорку, есть и неплохие морально сериалы. Здесь и два главных персонажа мужского пола, и психопатическая старшая сестра, и море позитива и хорошей музыки. Редкое исключение на нашем телевидении, на мой взгляд. Женские персонажи второй линии(гёрлскауты которые) - полностью осознают роль женщины в обществе и ведут себя в соответствии с патриархальной системой ценностей. Вывод - бывают и исключения из правил.

"Лило и Стич" - матрархальная система из проживающих совместно двух сестёр. Младшая, что логично, учится в школе. Ну и с ними проживают 3 странных создания, явно не земного происхождения. Все мужского пола. Один обеспечивает их хозяйственные нужды(уборка, готовка, работа "клоуном"), второй обеспечивает техническую часть(ремонт, техническое обеспечение комфорта, транспорт), третий - грубо говоря выполняет роль личного телохранителя\собачки для битья\свободных ушей, от настроения "хозяйки". Говорить, что главный враг - мужского пола - не обязательно же?) И так понятно ведь) Вывод - мультфильм ориентирован на женский пол, мальчики обычно его видят чересчур скучным, что показывает, что не всё ещё потеряно.

"Новая школа императора" - спорный мульт, персонажи мужского пола изначально комичны, по своей сути. Но глав-зло с женским обличьем, хотя и пожилого уже возраста. Большинство её выходок можно вполне списать на прогрессирующий маразм. Но есть и женский герой положительный, не имеющий неадекватностей в своей сюжетной линии. На мой взгляд она является образом женщины-матери, при этом являющейся по факту невестой(женой если в восприятии) нерадивого мужчины. Вывод - спорно и спорно. Есть и положительные стороны и отрицательные.

"Сорвиголова Кик Бутовски" - на первый взгляд может показаться, что это ещё одно исключение. Если не будем обращать внимания на реплики главного персонажа по отношению к сестре. По факту в сюжете есть глав-герой, маленький мальчик, склонный к трюкачеству(с риском для жизни и своей и окружающих, что его заботит как раз меньше всего), есть его старший брат, который над ним издевается в силу своей крайне скромной фантазии, есть младшая сестра, которая "получает всё, что захочет"(цитата глав-героя). Старший брат мне видится здесь намёком на то, каким станет глав-герой с возрастом. Но мульт отличает хороший саунд и качественная прорисовка. Главные персонажи не выглядят ограниченными и шутки выше туалетного уровня. Вывод - ориентированная на мальчиков мультипликация не забывает содержать персонажа женского пола, доминирующую в любой ситуации над глав-героем.

"Рыбология" - в зоомагазине есть сеть аквариумов, живущие в них рыбы организовали социум и мы наблюдаем по сюжету за жизнью 3 из них. Женский персонаж, умница-разумница, постоянно таскивающая 
компанию из переделок, ботаник, не уверенный в себе и, мягко говоря, чудак, не отягощённый наличием разума. Симпатии у зрителей, по логике, тоже должны быть вполне понятны. Вывод - пример мульта, который объясняет мальчикам, что без девочки - они рыба на суше.
Вот кратко пробежались по ТВ программе для детей на сегодня. Лишь 1 из перечисленных не унижает персонажа мужчину в восприятии зрителя. Стоит задуматься, как считаете?

Вспоминаю на чём рос сам, просто для сравнения, кратко, пару сериалов.

"Черный плащ" - странноватый тип, со своими сдвигами, но умудряющийся один воспитывать дочь, причём вполне нормально воспитывать, рассекающий по ночам на мотоцикле(пусть и со странными целями), работающий в поте лица(и не только). Грубо говоря - патриархальный персонаж. Дочка, им воспитываемая, хороший прообраз уже почти не встречающегося мне среди девушек типа "пацанки".

"Утиные истории" - миллионер с непрекращающейся истинной любовью к деньгам. Многие считают его архикомичным персонажем, но, если задуматься, мужчина, выращивающий 4 не своих детей(ведь все они его племянники лишь), не имеющий жены, уже в возрасте и привыкший к своему жизненному укладу - что должен любить, как не комфорт для себя и своих близких? А без денег в наше время комфорт лишь в сказках бывает. Причём ещё в советских версиях. Так что лично его я могу понять. Благо и на родных он не скупится совсем, хотя его имя и требует этого. Изначально сериал шёл в одной связке с проектом Микки Маус, вот только сейчас он выведен за рамки проекта. Интересно, почему?) Хотя и так понятно, не те мысли внушить может подрастающему поколению. Ведь кому то же надо обеспечивать тех ТП, которые выращены современным культурным слоем. Стоит так же обратить внимание на женских персонажей: домохозяйка и младшая племянница. Обе абсолютно счастливы, хотя и занимаю роли согласно патриархальной системе ценностей. Обе скромны, хозяйственны, почтительны. Есть чем поучится многим и многим женщинам.

Компьютерная же эра нам приносит всё новые способы воздействия на сознание молодёжи. Большинство игр диктует определённый образ женского персонажа, времена, когда девушки брали мужского персонажа, чтобы играть и "не доставал никто" прошли. Лидирующие позиции во многих ММО занимают женщины. Причём или уже солидного возраста, или домохозяйки, или находящиеся в декрете(иногда и в постоянном), т.е. полностью впитавшие особенности современной системы и её плюсы для себя. Кумиры достаточно спорные, на мой взгляд. Но об этом, если будет интерес у сообщества, я напишу отдельно. Суть же моих рассуждений проста - если не воспитывать самим женщин и детей - мы получим общество, в котором нам самим места не будет.

Комментариев нет:

Отправить комментарий